Гороховецкая игрушка

Плотницкая игрушка, появившаяся в Гороховецком уезде Владимирской губернии в первой половине XIX века

В XIX в. в некоторых деревнях Гороховецкого уезда начали изготавливать необычные плотницкие игрушки. Сегодня это редкостные произведения народной деревянной скульптуры, которых сохранилось очень мало.

Упряжка, гороховецкая игрушка, Русский музей.
Упряжка. Русский музей

Когда появилась гороховецкая игрушка?

В  Музее игрушки Сергиева Посада хранится одна, точно датированная игрушка, происходящая из собрания известного коллекционера В. А. Ганшина. На узнаваемой гороховецкой тройке лошадей с каретой сохранилась дата — 1850 год.

Естественно предположить, что гороховецкая игрушка существовала и ранее, исходя из того, что данный музейный артефакт представляет вполне сложившейся стиль.

Гороховецкие игрушки. КонецXIX–начало XX вв.
Гороховецкие игрушки. КонецXIX–начало XX вв.

Более раннюю датировку гороховецких игрушек подтверждает искусствовед и коллекционер Н. В. Тарановская которая указывает, что в типичной гороховецкой кукле-бабе передан «конкретный образ русской крестьянки». В этом образе мы видим жительницу крупного села Нижегородской губернии в нарядной одежде, которая указывает на городскую моду первой половины XIX в. 

Гороховецкие барыни и петух
Гороховецкие барыни и петух

На фигурке модная тогда городская кофта и широкие колоколообразные юбка. Впрочем это не мешает барыне иметь традиционный головной убор — «ужасной величины кокошник», характерный больше для конца XVIII в., но которые в Новгородской губернии носили вплоть до середины XIX в.

Одежды других игрушечных персонажей: извозчиков, всадников, карет также свидетельствуют о начале появления гороховецкой игрушки во второй четверти XIX в.

История гороховецкого плотничества

Гороховецкий край всегда славился богатством лесов. По площади, занятой лесами, Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии. Плотничество было главным промыслом мужского населения. Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора».

Упряжка, фрагмент игрушки. Гороховецкая игрушка, Русский музей.
Упряжка, фрагмент игрушки. Русский музей

Вот как описывает свои впечатления путешественник Д. Шелехов:

Архитектура изб необыкновенная… Над каждым домом возвышается светелка как игрушечка, с затейливой резьбою, с колонками, с полукруглыми над карнизом окошками, со стрелами и фестонами,  из которых многие раскрашены, а другие и вызолочены… С давних времен укоренилось здесь искусство плотническое. Оно переходит из рода в род.

Гороховецкую игрушку делали не местные кустари-резчики, как это было с нижегородской игрушкой, а домашние мастера, одиночные производители. Изготовление игрушки было побочным занятием сельского мастера, который делал игрушки между делом в зимнее, более свободное от работ, время для своих детей, детей родных, друзей и соседей.

Всадник. Гороховецкая игрушка. Музей игрушки, Сергиев Посад.
Всадник. Музей игрушк. Сергиев Посад

Игрушки изготавливали местные плотники, слава которых была настолько громкой, что В.И. Даль даже дал им в «Толковом словаре живого русского языка» отдельное название — якуши — по имени одной из деревень их обитания.

Каталка. Гороховецкая игрушка. Музей игрушки, Сергиев Посад.
Каталка. Музей игрушки, Сергиев Посад.

Это были талантливые «долбёжники, плотники, резчики для резки украс на избы и на суда». Своё мастерство они привносили и в игрушки.

История гороховецкой игрушки

Становление гороховецкой игрушки, как мы уже отмечали, приходится на вторую четверть XIX в., а расцвет — на чуть более позднее время — 1850-60 гг.

Центр производства гороховецкой игрушки находился в Пестяковской и Мордвиновской волостях, в селениях, самым известным из которых было село Пестяки. В них проживало большинство плотников-якушей.

Гороховецкие игрушки. Рубеж XIX  и XX вв.
Гороховецкие игрушки. Рубеж XIX и XX вв. 

Чаще всего такие игрушки не покидали даже пределов своей деревни, им не придавали особого значения, не делали на продажу.

Гороховецкая барыня. Музей игрушки, Сергиев Посад.
Гороховецкая барыня. Музей игрушки. Сергиев Посад

Эти игрушки делались исключительно на забаву детям. Сохранилось их совсем немного. Скорее всего, это связано с тем, что к ним всерьёз никто не относился, делали на скорую руку, давали детям для игр и забав, а когда дети вырастали, игрушки становилась ненужными или ломалась, то их попросту выбрасывали.

В 1870–80 гг. производство гороховецких игрушек резко сократилось, а в конце XIX в. в регионе вообще числилось только  одно кустарное производство. Соответственно, можно считать, что гороховецкую игрушку делало всего полвека одно поколение мастеров.

Тем не менее немногочисленные образцы этого народного ремесла имеются в музеях и частных коллекциях, продолжают удивлять нас своей необычностью и выразительностью и дают вдохновение современным мастерам повторять и развивать гороховецкую игрушку.

Особенности

Композиция

Первое, что бросается в глаза, когда мы рассматриваем ранние гороховецкие игрушки (коников, барынь, птиц), — их монументальность, мощь и фасадность (акцент с одной стороны) при относительно небольшом размере — 15-20 см. Мы видим крупные без деталей «маховые срезы», сделанные опытной рукой мастера-резчика, привыкшего изготавливать масштабные изделия для восприятия их на расстоянии.

Конь, Музей игрушки, Сергиев Посад
Конь, Музей игрушки, Сергиев Посад

Искусствовед Н.В. Тарановская отмечала, что у гороховецких коников и птиц голова «гордо вздёрнута», а шея «вытянута вверх», что нарушало пропорциональность в сравнении с коротким туловищем. Такой образ могли создавать мастера-резчики, хорошо знакомые с домовой резьбой, в частности, с изготовлением охлупней (коньков) в виде птичьей или конской головы.

Щепная игрушка

Гороховецкие игрушки в народе называли щепной, так как делалась из деревянных чурок и щепок — отходов плотницкого дела. 

Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Но часто топор составлял единственный инструмент игрушечника.  

Гороховецкая барыня, Русский музей.
Гороховецкая барыня, Русский музей.

Создавая игрушку, глаз мастера оказывается настолько выверенным, что образ рождается буквально несколькими точными взмахами топора. Отсюда ещё одно название игрушки — топорная.

Окраска

После завершения деревянной заготовки  игрушку красили. Любимой краской была киноварь. Особенно хороши ярко-красные гороховецкие коники-каталки. Также использовали оранжевый, синий, чёрный, зелёный, коричневый цвета.

Орнаменты

Излюбленным орнаментом гороховецкой игрушки была крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Этим орнаментом украшали одежды барынь, детали повозок, карет, подставок под коников.

Барыни и петушки. Музей игрушки, Сергиев посад.
Барыни и петушки. Музей игрушки, Сергиев посад.

Мотив розетки был сходен с украшениями домовых карнизов и привычен мастерам-якушам. Иногда они делали розетки более сложными — обрамляли их по внешнему контуру штрихами, в результате чего, образовывалась новая большая прямоугольная розетка.

Барыни и петух (вид сбоку)
Барыни и петух (вид сбоку)

Изредка использовался орнамент из мелких точек, волнистых линий и штрихов, напоминающий орнамент текстильной набойки. В основном этот орнамент с более мелким узором, заполняющим фон, использовался для украшения одежд гороховецких барынь, т.к. лучше создавал ощущения тканевого рисунка.

Эти орнаменты были настолько привычны для резчиков-якушей, что и в деле изготовления игрушек они не желали с ними расставаться.

Образы

Коники

Конь — любимый персонаж, их делали много, одиноких, с упряжкой, со всадником. Через Гороховецкий уезд проходил большой тракт, мимо проносилось многочисленные повозки, и образы коней, упряжек и всадников были привлекательны мастерам и их детям. 

Конь. Русский музей, гороховецкая игрушка.
Конь. Русский музей, гороховецкая игрушка.

Кони чаще всего окрашивали киноварью в горячий красный цвет, отчего фигуры становятся еще более выразительными. Красный цвет несёт в себе символ, в который верили наши предки — цвет ассоциировался с солнечным диском, который двигается по небу с помощью огненных коней. 

Упряжка, гороховецкая игрушка, Русский музей.
Упряжка, гороховецкая игрушка, Русский музей.

Коники были у деревенских ребятишек самой любимой игрушкой. Возвращаясь с ярмарок, родители считали своим долгом купить ребенку игрушечную лошадку. Образ такого заботливого отца хорошо обрисован Н. А. Некрасовым: 

Он гордо шел, жуя калач. 
Он нес жене своей кумач. 
Платок сестре, — а для детей 
В сусальном золоте коней.

Барыни

Барыни — необычного вида грубовато вырезанные фигурки женщин. Их силуэт имеет чёткие формы, выделена талия и бёдра, рук нет. Одежда напоминает городскую: юбка и кофта, но на на голове не платок, а высокий кокошник. Вид у неё величавый и серьёзный. 

Барыня гороховецкая в Русском музее.
Барыня гороховецкая в Русском музее.

Перед нами характерный и неподдельный образ того времени, рожденный самой жизнью. Важная чопорность и напыщенность этих «барынь» соседствует с мягким юмором и теплой усмешкой со стороны мастера. Мастер как бы желает подчеркнуть, что хотя внешне деревенская женщина переняла городскую моду, но внутренне она остается все такой же простой и цельной натурой.

Птицы

Еще одну группу образов в гороховецкой игрушке представляют птицы. Фигурки птиц всегда были частыми мотивами в народном искусстве. С птицами связывались  обрядовые действия крестьянских праздников, сохранившихся с языческих времен.

Петушки, куры и птицы
Петушки, куры и птицы

Резные птицы жили на наличниках и карнизах деревенских домов. Многие вещи крестьянского хозяйства изготавливались в форме птиц.

Петушки и курочки. Гороховецкая игрушка.
Петушки и курочки. Гороховецкая игрушка.

В гороховецкой игрушке птицы, как правило, детально расписывались художником, который разрисовывал крылья, глаза, оперение в яркие тона, при этом часто использовал иконописную технику соседних крупных иконописных центров —Палеха, Мстеры, Холуя.

Якуши

В гороховецком уезде плотников принято было называть якушами по названию одной из местных деревень, выходцами из которой, видимо, были первые якуши.

Они ходили обычно артелью, по 5-6 человек.

Слава о них была очень громкой, В.И. Даль включил их в свой словарь, где пояснение к слову «якуши» звучит так: «долбёжники, плотники, резчики для резки украс на избы и на суда».

Сложные конструкции

Мастера проявляли немалую выдумку при создании игрушек, получались различные каталки, карусельки, лошадки могли выполнять нехитрые движения. Удивительно, что все эти конструкции выполнялись лишь с помощью топора, долота и ножа.

Мастера не боялись делать сборные конструкции, стараясь удивить. Каталки, в которых все элементы приводились в движение одна от другой, приобретали для ребенка еще больший интерес.

Сохранение игрушки

Гороховецкая игрушка дошла до нас только благодаря заботам и усилиям отдельных коллекционеров. В начале  XX  века ею заинтересовались известные собиратели  Н.Д. Бартрам,  Е.М. Белякова и В.А. Ганшин, которые составили хорошую коллекцию её образцов, хранящуюся ныне в Музее игрушки Сергиева Посада. 

Небольшое количество гороховецкой игрушки имеется в собрании Государственного Русского музея в Санкт Петербурге и в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам:  Статьи А. Скворцова «Гороховецкая игрушка»CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1, 3, 4, 8 , 13, 17 —  Мария ТулиноваCC BY-SA 4.0; 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 , 18 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3 — .


Вы можете приобрести гороховецкие игрушки в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


%d такие блоггеры, как: