Игрушки села Крутец

Свистульки. Крутец.

Самобытный вид народного художественного творчества, образовавшийся в с. Крутец Нижегородской области

История

В Вознесенском районе Нижегородской (в прошлом Горьковской) области самое известное село — Полхов Майдан. Когда-то, ещё до революции, село так стало разрастаться, что земли на всех не хватило. Тогда Григорий Потапов и Михаил Пыренков с семьями, получив купчую, отправились осваивать новые места.

Поставки. Крутец. Конец 1980-х
Поставки. Крутец. Конец 1980-х

Осели они недалеко от Полх-майдана, в 12 километрах, один — у речушки Крутец, другой — у оврага Студенец. Так и образовались там новые деревни. Хотя официально до сих пор считаются они одним населённым пунктом с названием Крутец.

Промысел

На новом месте земля оказалась неплодородной, и пришлось людям вспоминать привычный промысел. 

В Полхов-Майдане-то издавна приучены они были из дерева точить да «красить». Леса и сырья вокруг достаточно. Вот и начали в Крутце свои тарарушки изготавливать. 

Яйцо с петушком
Яйцо с петушком

С родным селом отношения поддерживали, были в курсе всех новостей. Вот, стало известно, что «крашеные куклы-матрёшки с руками рвут». Задумались: не хочется повторять, надо что-то своё придумать.

Гриб-копилка с пейзажем. Крутец.
Гриб-копилка с пейзажем. Крутец.

В книге «Игрушки Крутца» И.Л. Бусева-Давыдова пишет:

В Крутце совместили старое с новым и получили интересное и оригинальное искусство. В розах крутцовских художников чувствуется их прообраз — чудо -цветок Полховского Майдана, но при этом они разные. То круглые, с плотно лежащими друг на друге словно черепица лепестками. То будто размытые с волнистым контуром, как на рисунках чудесного детского художника Владимира Конашевича. То похожие на бессмертники с плотной вытянутой сердцевиной и кольцом лепестков у основания.

Одним словом, делает вывод автор, дело мы имеем с принципиально новым видом народного творчества, родившимся в Крутце, и такого больше нет нигде.

Грибы-копилки. Крутец. Е.Б. Винокурова конец 1980 гг
Грибы-копилки. Крутец. Е.Б. Винокурова конец 1980 гг

Самобытность

Конечно, на первый взгляд, Крутцовские тарарушки очень похожи на Полх-Майданские.  Те же яркие краски, те же цветы. Но отличия есть.

Художники Крутца не любят повторяться. Каждая матрёшка смотрит по-своему, каждый поставок, каждую копилку можно отличить одну от другой. Очень часто на крутцовских изделиях встречаются пейзажи, изображения животных, людей, храмов.

Кувшин с ручкой. Крутец. Штырковы. 1980-е гг
Кувшин с ручкой. Крутец. Штырковы. 1980-е гг

Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок.

Каждый мастер-токарь даже точит формы по своему. У одного матрёшка приземиста, у другого — со слегка приплюснутой головой.

Матрёшки многоместные. Крутец.
Матрёшки многоместные. Крутец.

Самобытность и смелость проявляются и в материалах для раскрашивания, в манере письма. Художники смело сочетают казалось бы «несочетаемое»: масляные краски и анилиновые красители. 

Особенно интересно и красиво получается роспись способом «маслом по маслу». Поверхность матрёшки или другой тарарушки покрывают слоем белил с добавлением цветного красителя. После высыхания расписывают узорами, которые получаются яркими, не хуже анилиновых, фон же при этом получается нежным, с мягким оттенком.

Поставок с пейзажем. Крутец. А.Ф. Субботина
Поставок с пейзажем. Крутец. А.Ф. Субботина

Рисунок наносится сразу, без предварительной прорисовки. Потом художники всё равно добавляют традиционную чёрную обводку и накладывают более тёмные тона на цветы и листья, на архитектуру, чтобы оттенить, придать объём.

Егор Мешалкин

Страрейшиной крутцовского промысла считается Егор Петрович Мешалкин. Он, не смотря на традицию, что «красить — бабье дело», брался за кисть и краски, как только наточит птичек, яиц да свистулек. 

Садился у окна и рисовал что захочется. Если зверушку, то подпишет обязательно «курочка», «собачка», хотя и без подписи в нехитром рисунке образ понятен.

Но чаще он любил рисовать пейзажи и больше всего Полх-Майданскую церковь. Очень много раз рисовал Егор Петрович любимый храм, а всё равно двух одинаковых изображений не найти.

Королевы и солонки

Довольно известны футляры-штофы в виде кавалеров, барышень и сказочных королев. Это семья Сергейчик отличалась их изображением.

Мария Фёдоровна придумывала сюжеты и удачно вписывала их в солонки да поставки и чаши, изображая петушков и дам с кавалерами. А её дочь, Евдокия Горелова, а потом и внучка рисовали уже своих матрёшек и образы прекрасных королев.

Как правильно

Как правильно произносить «крутецкие» или «крутцовские»? 

У специалистов в источниках употребляется «крутцовские». Видимо, так же принято и в местном наречии.

Но в других источниках нередко употребляется  «крутецкие».

Тарарушки

Что такое тарарушки? Так издавна называют деревянные игрушечки, изготовлением которых живут местные мастера. Это как бы всё вместе — яички, матрёшки, грибочки, свистульки — словом тарарушки.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1–8 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.

Связанные статьи


Вы можете приобрести кртутецкие матрёшки в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


%d такие блоггеры, как: