Доспалова Е. Н.

Екатерина Николаевна Доспалова (22.10.1932–4.02.2001) — советский и российский художник народных промыслов, специалист в области хохломской росписи

Член СХ РСФСР и СХ СССР (1970; СХР с 1991). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1969). Заслуженный художник РСФСР (1973). Народный художник Российской Федерации (1996).

Родилась 22 октября 1932 года в Кировской области, в семье железнодорожников. В раннем возрасте семья Е. Н. Доспаловой переехала в город Семёнов, Горьковской области.

С 1947 по 1950 годы Е. Н. Доспалова обучалась в Семёновской профессиональной технической школе, которую окончила получив специальность — мастера хохломской росписи. С 1965 по 1970 годы без отрыва от производства проходила обучение в Семёновском техникуме механической обработки древесины.

С 1956 года работала художником, а с 1964 (в возрасте 33 лет) по 2001 годы Е. Н. Доспалова работала — главным художником производственно-художественного объединения «Хохломская роспись». Принцип работы нового главного художника скоро усвоили все: талант плюс требовательность. Так было положено начало решительному обновлению ассортимента. Е. Н. Доспалова было разработано более 200 наименований новых изделий, принятых и направленных в производство.

Уже став признанной художницей, Екатерина Николаевна взялась за коренные преобразования, выступив против трафаретной росписи, изживающей себя по причине невыразительности, однообразия и упрощенности. Мастерица предпочла укрупненный живой рисунок, а вместо привычных – усложненные композиции, которые требовали особой виртуозности и тщательности.

МИСКА ИЗ НАБОРА ДЛЯ РЫБАКА. ДОСПАЛОВА Е.Н.

Возвращаясь к традициям старинного промысла, когда изделия вкупе с утилитарным назначением содержали в себе природную утонченность и красоту, так ценимые старыми мастерами, Екатерина Николаевна вместе со своими единомышленниками начала разрабатывать многопредметные наборы, соединяя эстетику с бытом. На фабрике была создана экспериментальная лаборатория во главе с талантливой художницей, подругой Доспаловой — Ниной Петровной Сальниковой.

Памятной для семеновских мастериц стала выставка, открытая в 1965 году в Строгановской церкви областного центра. Впервые здесь были представлены новые образцы изделий: наборы для ухи, кваса, салата, чая. Выставка имела необыкновенный успех, и на фабрику в скором времени поступило множество заказов.

Мастеров хохломской росписи из Семенова стали приглашать на выставки за рубеж. Екатерина Николаевна побывала в США, Корее, Югославии, Аргентине, Мексике, Канаде. На всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале она прямо в павильоне на глазах у посетителей расписывала деревянную посуду. В течение всего дня вокруг нее сбивались плотные толпы восхищенных зрителей. Это было время, когда хохлома завоевывала мир.

В поездках по разным странам Доспалова проявляла интерес к искусству других народов и делала свои выводы, о чем написала потом в воспоминаниях. В частности, она отмечала: «Наверное, нельзя выделить народное искусство какой-либо одной страны, но мне кажется, что наиболее интересно оно развивается там, где сохраняются древние традиции. Интересными показались серебряные изделия Мексики, вышивка и лаковая посуда Японии». Все лучшее признанная мастерица старалась учесть и осмыслить, придя к выводу, что сочетание традиции с современностью необходимо для развития любого художественного промысла.

ЧАША. ДОСПАЛОВА Е.Н. 1990 г. 26х12

Безусловно, есть ее немалая заслуга в том, что хохломская роспись стала более утонченной и виртуозной, что значительно усложнилось «травное письмо», которому сама Доспалова придала динамичность и музыкальную соразмерность. Нарядный колорит росписи на современных изделиях создает впечатление праздничности и благолепия. И недаром говорили, что семеновская жар-птица «облетела» весь мир. Помнят в Семенове завет Екатерины Николаевны – жизненность хохломского искусства, возвысившего славу отечественной культуры, в непрестанном обновлении.

В 1967 году Е. Н. Доспалова была участницей Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства и за свои работы была награждена — Золотой медали ВДНХ. В 1967 году Е. Н. Доспалова была участницей «Всемирной выставки Экспо-67» в Монреале, где имела немалый успех.

Произведения созданные Е. Н. Доспаловой имеются в Музее народного искусства НИИХП, Нижегородском государственном художественном музее и Семёновском историко-художественном музее.

ЧАША. ДОСПАЛОВА Е.Н. 1990 г. 26х12

В 1969 году «за создание высокохудожественных произведений прикладного искусства в традициях хохломской росписи» Е. Н. Доспалова была удостоена — Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

С 1970 года Е. Н. Доспалова была избрана членом Союза художников СССР (с 1991 года Союза художников России). С 1987 года Е. Н. Доспалова была избрана членом Правления Союза художников РСФСР и с 1988 по 1992 годы являлась членом Правления — Союза художников СССР.

В 1982 году Е.Н.. Доспаловой было присвоено почётное звание — Заслуженный художник РСФСР, в 1999 году — Народный художник Российской Федерации.

Умерла 4 февраля 2001 года в городе Семёнове, похоронена на Дьяковском кладбище.

Награды

  • Орден Ленина (1991)
  • Орден «Дружбы народов» (1981)
  • Орден Знак Почёта
  • Золотая медаль ВДНХ (1967)

Звания

  • Народный художник Российской Федерации (1996)
  • Заслуженный художник РСФСР (1982)
  • Почётный гражданин Семёновского района Нижегородской области (22.09.1994)

Премии

  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1969 — «за создание высокохудожественных произведений прикладного искусства в традициях хохломской росписи»)

Память

  • В городе Семёнове названа улица в честь Е. Н. Доспаловой

Авторские права

Статья и фото: Википедия CC BY-SA 3.0 и Открытая Нижегородская Энциклопедия, public domain


Хохломская роспись в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading