Федосеевские балясники

Семёновский район на Нижегородчине давно известен игрушечными промыслами. В Федосееве деревянные расписные балясы делают до сих пор

Большая деревня на километр тянется вдоль речки Санахты, притока Керженца. С первого взгляда можно судить о пристрастии местных жителей к художеству. Баскими, то есть красивыми, наличниками украшены дома-пятистенки, в резное узорочье мезонинчиков включены имена хозяев. В домах хорошо, обрядно. Берегутся старые комоды и горки, топятся печки с «гребешком» и «зеркалом» — красивой печуркой, что смотрится в комнату. Во всём основательность старообрядности.

Федосеевцы — староверы-беспоповцы. И теперь с усердием молятся по домам, сходятся на общие моления. Бывшая игрушечница Оксинья Михайловна Мордашова (1911 г.р.) девчонкой бегала на Шарпан — в Шарпанский монастырь, что в 2 км от Федосеева. Как вспоминает она: «Старицы там жили. Молились они, огородцем кормились. Погреба у них были, рубленные кельи, моленна, к вечерней звонили — и нам слышно. Разорили всё, когда власть пришла. Имущество на торгах продали. А народ всё равно ходил туда на Пасху и теперь ходят. Остались на Шарпане пруды, липы, могилки да источник со святой водой. Ложечка там так и лежит…»

О.М. Мордашова

Деревянная ложка — символ народной культуры здешнего края . С совершенном мастерстве ложкарей, работающих ещё с XVI в., говорят экспонаты Семёновского краеведческого музея и живучесть традиций ложкарства. Ложки делают надомники в деревнях Зиновьево, Большие Пруды и Федосеево, где в красильном цехе отделывают «бельё».Лёгкие гладкие ложечки многократно перебывают в руках и в печи. Не зря лни ходовой сувенирный товар, а для местных — вещь первой необходимости. «Как привыкли есть деревянной ложкой, так и едим. Ложка да игрушка всегда нас кормили» , — приговаривают федосеевцы.

Действительно, между этими изделиями самая прямая связь. Игрушечный промысел возник здесь к концу прошлого века именно благодаря ложкарному художественному ремеслу. Когда в 1930-е годы его обследовал горьковский краевед Д.В. Прокопьев, в Федосееве помнили и имя зачинателя баляс — Якова Александрова. В то время игрушку делали более 70 мастеров: промысел развивался за счет ложкарей.

Традиционные навыки и приёмы обработки дерева, виртуозное владение инструментом и способ украшения ложек первым рисунком с цветной «крапкой» — всё это энергично воплощалось в особый стиль федосеевских баляс.

С.В. Егоров, мастер федосеевской игрушки

Откуда пошло такое название — балясы? Кряжи, сразу напиленные по нужной длине, раскалывали на заготовки-болванки. В деле у мастеров два ловких топорика, тесальник и обрубальник, по разному насаженные на короткие топорища. Ещё острый нож-резец, долотико, трубки. Основной инструмент тот же, что у ложкарей, и технология аналогична: оболванить, обрубить, обрезать, потом скоблить, шкурить, крапить… «сидишь в зимнице, тешешь да и говоришь, языком-то балясишь — вот, значит, и выходит у нас балясы», — так толкует местное название игрушки старейший балясник Савелий Варфоломеевич Егоров (1918 г.р.). Он принадлежит к мастерам, которые «делали до полсотни видов».

«Балясы — сколоченная игрушка» — говорят мастера. Сборность — главный её признак. В одной лошадке с тарантасом сочетаются 20 деталей, а в тройке— и все 30. Топорные, лихо обрезанные ножом коняшки, прямые ножки-палочки, похожие на черенки от ложек, денышки — строганые дощечки, оси-брусочки, оглобли и дуги — лучинки, щепные ручки и ножки всадника, кругляшки токарных колёс собраны в игрушечную каталку — на гвоздях. Раньше и гвозди были самодельными: нарубали проволоку, подбирая по толщине в размер с игрушкой. Конструирование поделки из многих деталей давало мастерам ряд преимуществ: возможность варьировать, изобретать новое, придумывать простейшие механизмы для движения. Карусель крутится, мельница вертится, фонарик вращается, бабочка машет крыльями, гимнаст паясничает на турнике. И весь игрушечный транспорт едет на колёсах: лошадки водовозы, тарантасы, тележки, трамваи, автомобили, паровоз с вагонами, самолёт, пароходы в 2-3 этажа, фельянчики — лодки с будками. Всё катится, движется, живёт — по законам игрушки. Им подчинялись все балясы. К кукольному корытцу полагался прачечный прибор: рубель, с вальком, буфетец с басулинками по бокам и на верхушке открывался, четыре стульчика приставлены к столу, к топорику добавлен молоток, к тачке — лопата… Однако многословность балясников знала меру, которая не позволяла выйти за рамки искусства. Н страже художества стояли прочные традиции: ремесленные, бытовые, культурные.

Во всём соблюдался порядок, начиная с заготовки материала. Мастера покупали делянки, зимой возили на санях лес и сортировали березник на ложки, осину на игрушки. Трудились больше по зимам, оттого работные — домашние мастерские называют здесь зимницы. Их пристраивали сбоку ко двору (хлеву), в 2-3-4 окошка, со скромными наличниками, отдельным входом и печкой. Сколько окон в зимнице, столько рабочих мест. У каждого окна скамейка вместо стола и стула — просто берёзовый кряж. Под рукой инструмент и сырьё — из сырого материала легче делать детали. Осталось в деревне одна такая типичная работная 20-х годов — игрушечника Е.И. Пачуева. Сохранить бы этот жилой комплекс как памятник народной архитектуры!

Балясы — семейное ремесло. В совместном домашнем труде, мужском, женском и детском, сложился гармоничный федосеевский стиль. Авторским почерком выражали его Галанины, Мордашовы, Потанины, Пачуевы, Полуэктовы, Седовы — нинастии потомственных балясников. От многолюдного промысла сегодня держит традицию семья Мордашовых: Ефим Арсентьевич (1933 г.р.) с женой Евдокией Тихоновой. Школу мастерства они, как и большинство, осваивали с раннего детства.

Е.А. Мордашов, мастер федосеевской игрушки

Мальчики учились рядом с отцом и дедом, девочки помогали матерям крапить и мазать. Лет с четырёх дети вставляли в мельницу клячики, чтобы крутились, с шести лет приколачивали лошадкам хвостики из кусочка овчины, сколачивали.

«Как можешь держать топор, так и приучали — ещё до школы начал. Отец на глазок делал, а меня по мерочке учил, чтобы не испортить. Готовим сразу сотню лошадок. Вытешешь, обрежешь, отстрогаешь ножом и сушишь в решетах на печи. Потом стеклом оскоблишь кругом, чтобы рядов от ножа было не видно, чтобы как яичко была. Трубочкой в животе прокрутишь дырочки под ножки и с клеем сажаешь. Согнёшь дуги из сосны — она хорошо слоится. Три породы дерева сочетаешь в одной игрушке. Заданье было всем, зря не гуляли ни зимой, ни летом. Порядок знали.», — рассказывает Андрей Макарович Седов. Он давно живёт в деревне Ларионово, вместе с ним переселились сюда и балясы.

А в родном федосеевском доме осталась сестра, Федосья Макаровна. Она старообрядствует, бережёт отцовскую мебель, памятные фотографии в рамках, сделанных отцом. На прежнем месте висит снимок с надписью: «1-й Краевой конкурс по мебельным художественным промыслам и игрушкам, организованный Горьковским …»

Статьи на тему: федосеевская игрушка

Автор статьи

— Статья Г.Л. Дайн «Федосеевские балясники» в Журнале «Народное творчество» №5. 1999 г.


Приобрести федосеевскую игрушку можно в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Добавить комментарий

Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading