Мезенская роспись по дереву

Тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся в низовьях реки Мезень

Мезенская роспись по дереву

Палащельская роспись по дереву

Этот тип народной росписи называют «мезенская» или «палащельская». Фактически, оба названия правильны, первое происходит от названия местной речки Мезень, второе — от названия селения на берегах этой речки — Палащелье, жители которого и начали расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

А вот само село, его возникновение, датируется XVI веком. Возникло оно на месте старого, сгоревшего и название связывают с пожарищем. «Пал» — спалёное, сгоревшее место. 

Короб из луба, палащельская роспись. Автор Устин Аксенов 1920г.
Короб из луба, палащельская роспись. Автор Устин Аксенов 1920г.

Особенности

Первой особенностью палащельской росписи является то, что занимались ею только в одном месте — селе Палащелье на Средней Мезени и только мужчины. 

Второй особенностью можно назвать необычные изображения, немного похожие не наскальные росписи. Кони, лоси, утицы и курочки обрамлены своеобразным геометрическим орнаментом.

Туеса с мезенской росписью. Автор И. Антрушина.
Туеса с мезенской росписью. Автор И. Антрушина.

Традиционно в этой росписи используется только два цвета — карминово-красный и чёрный. Получали краски для росписи из природных, доступных в той местности материалов — глины и сажи. Для лучшего сохранения рисунка его покрывали олифой, благодаря чему фон приобретал золотистый цвет.

Черные элементы росписи выполняли  глухариным пером, а красные кистью из беличьего ушного волоса. Сначала рисовали красные составляющие, потом чёрные. Роспись относится к графическим типам.

Важно отметить, что истиным цветом является именно красновато-пурпурный, скорее карминовый, а не красный. В наше время всё больше используют просто красную краску, отходя от традиций и забывая, что изначально природное происхождение красителя — глина.

Фрагмент узора на старинной прялке.
Фрагмент узора на старинной прялке.

Символика

В мезенской росписи очень много символизма, имеет значение каждый элемент. Основным изделием были прялки, изготавливая которые, мужчины старались через орнамент передать, своего рода, пожелания, о чём-то рассказать.

Каждый мастер использовал свои устойчивые сочетания элементов.

В основе декора мезенской прялки находятся фризы ,или ярусы, разделённые лентами — бёрдами. Ленты состоят из сочетания простых геометрических фигур: треугольники, квадраты, ромбы и т.д., заполненных устойчивыми элементами.

Роспись по бересте. Мезенская роспись.
Роспись по бересте. Мезенская роспись.

В Верхней части прялки, в окружении «курочек», обычно размещали «окно». Оно представлено в виде рядов прямоугольников под названием «решетка», заполненных элементами геометрического орнамента. 

В средней и нижней части прялки, между лентами орнамента, размещали коней и оленей, а также бытовые сюжеты: охота, оленеводство, морские промыслы.

Солонка с мезенской росписью. Автор: И. Антрушина.
Солонка с мезенской росписью. Автор: И. Антрушина.

Центр росписи

Формирование центра художественного ремесла относится  к концу XVIII–ка. В 1865 году в Палащелье промыслом занималось 30 мастеров, а в первое десятилетие  XX века уже 48 мастеров. Тогда и сформировалась система палащельской  росписи.

К концу 1920-х годов промысел угасает, очевидно с образованием колхозов и появлением сельскохозяйственных заработков.

На сегодняшний день роспись переживает свое новое рождение и приобретает свою былую популярность, но уже в большей степени как сувенирная продукция.

Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что не характерно для крестьянского искусства, где художники, как правило, были анонимны.

Сохранились фамилии: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

Возрождение

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище.

В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью, хотя и немного адаптированной, изменённой под современную жизнь.

Помимо этого, этому виду росписи обучают на курсах, в школах и профессиональных училищах.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1–5 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.


Приглашаем приобрести изделия мастеров мезенской росписи в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading