Московская глиняная игрушка

Московские игрушки были обнаружены в ходе археологических раскопок в Московском Кремле, Манежной площади, Васильевском спуске, Зарядье и Гончарной слободе (Заяузье), Гостином дворе и других исторических территориях Москвы.

Было найдено и изучено несколько сотен фрагментов и целых глиняных игрушек, относящихся к XV–XVII вв. Находки свидетельствуют о высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников, позволяют ознакомиться с массовым производством игрушек и, как результат, выделить московские игрушки в отдельную категорию.

К термину «московская глиняная игрушка» не все относятся однозначно. С одной стороны, видно, что значительное количество московских находок изготовлено в едином стиле, что позволяет говорить о московской глиняной игрушке как категории. С другой, некоторые критики указывают на то, что среди находок имеются и стилистически иные изделия, а также на вероятность того, что игрушки, найденные в Москве, привозились из других регионов.

Сюжеты московских игрушек

Сюжеты московской глиняной игрушки довольно разнообразны и похожи на традиционные глиняные игрушки других регионов: фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней… Тем не менее имеется несколько типов игрушек, характерных только для Москвы — глиняные фигурки скоморохов-гудошников, барашков и коней. 

Вот как описывает Н. С. Владимирская разнообразие игрушек из находок керамики Алевизова рва на Красной площади:

«…Глиняные фигурки при археологических раскопках в Москве, как и в других русских городах, находили и ранее. Все они относятся к разновидностям игрушек. Так, еще в [19]30-е гг. XIX в. на южной бровке кремлевского холма были найдены глиняные фигурки XVI–XVII вв. —птички, всадник, медведь, лошадки, шарик-погремушка. Несколько игрушек «сравнительно поздних форм» и одна покрытая поливой птичка-погремушка домонгольского времени были обнаружены кремлевской археологической экспедицией во время строительства Дворца съездов, в 1959–1960 гг.

Разнообразная коллекция керамических фигурок XV–XVII вв. была собрана археологами Государственных музеев Московского Кремля во время археологических наблюдений в Кремле в 1965–1976 гг.

Предметы мелкой скульптурной пластики из раскопок последних лет в Московском Кремле и на Красной площади распределяются по видам следующим образом: человеческих фигурок – 11, фигурок лошадок – 9, фигурок птиц – 4, фигурок медведя – 3, всадников – 2, шариков-погремушек – 2, неопределенных частей скульптур – 2, птиц-свистулек – 1, свирелей – 1, сосудов типа «соловей» – 1, яичек-писанок – 1, фигурок львов – 2, фигурок зайцев – 1, голова кота – 1, сфинкс – 1. Серии находок глиняных фигурок, служивших детскими игрушками, свидетельствуют о широкой их распространенности в городах Древней Руси, не исключая Москву. …

В коллекциях Исторического музея и Музея керамики имеются исполненные в той же манере изображения сов, кур, уток, голубей и фантастических птиц с длинным, гривоподобным, ярко раскрашенным оперением. Выразительна фигурка сидящего льва с закинутым на спину хвостом».

Материалы, технология, окраска

Московские игрушки делали из местной красножгущейся и привозной беложгущейся глины. Белая глина использовали для изготовления мелких свистулек и в качестве ангоба. Красная глина также использовалась в качестве ангоба для свистулек из белой глины.

Мастера лепили игрушки из глины по частям, соединяя их и замазывая швы. Игрушки делали и цельные, и пустотелые, последние использовались для свистулек и погремушек.

Вылепленные игрушки высушивали и обжигали в печах. После первичного обжига мастера наносили кистью несколько слоев извести (так называли ангоб — глины различных цветов), а затем проводили повторный обжиг. Ангобом украшали фигурки людей, коней, птиц, погремушек.

Коников и человеческие фигуры обычно делали из красной глины и белили ангобом. В глину добавляли окиси металлов, чтобы получить разноцветные ангобы. Ряд игрушек имел цветные поливы, многие были окрашены обычными минеральными красителями. 

Окраска московских игрушек сдержанная. В основном преобладали мягкие пастельные тона, но иногда встречались и довольно яркие красные, белые с красно-синими полосами игрушки. На поверхность изделия наносили толстым слоем полосы, капли, круги, овалы, кресты, орнамент. Для росписи, использовалась чёрная, синяя и красная краски.

Образы московских глиняных игрушек

Московские глиняные игрушки встречаются в виде свистулек и просто фигурок-статуэток. Для них характерна достоверность любого образа: не схематичное или архаичное изображение, а его точная узнаваемость.

Люди

В московской игрушке представлены в основном мужские фигуры: скоморохи-гудошники, монахи, крестьяне, всадники. Фигурки мужчин с окладистыми бородами и небольшими шапочками выразительны, крестьяне изображались в головных уборах, напоминающих шляпу. Изображения женщин очень редки.

Глиняные фигурки скоморохов типичны для Москвы. Их изображали в ярких одеждах (для привлечения толпы), играющими на музыкальных инструментах, танцующими, ведущими дрессированных медведей. С начала XV в. светские и церковные власти начали гонения на скоморохов, поскольку те высмеивали власть имущих и духовенство, тем не менее большое количество фигурок скоморохов датируются именно периодом XIV–XVIII вв.

Фигуры, изображающие православного священника были тоже распространены в Москве, однако при играх их использовали как некий негативный образ, т.к. представителей духовенства недолюбливали, они ассоциировались с бездельем, незаслуженными привилегиями и доходами.

Кони

Московские глиняные кони изготовлялись с седлом или без, отдельно или цельными со всадником и упряжкой, а также съемными под всадника и в упряжке.

И. Я. Богуславская в своей книге «Русская глиняная игрушка» описывала московских игрушечных коней так:

«Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь, крутогривый, сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость, округленность и создают ощущение настороженности».

На фигурках московских коней можно заметить много странных особенностей: на месте седла может находиться необычного вида высокая конструкция; орнаменты на конях состоят из замкнутых кривых линий и точек, не подчиненных каким-то привычным закономерностям и, скорее всего, являющихся какими-то символами, понятными людям того времени.

Барашки-свистульки

Типичной для московской глиняной игрушки является фигурка барашка-свистульки. Особенностью московских барашков являлось несколько увеличенное туловище, которое служило хорошим резонатором для свистка.

«Необычная форма, пластическая выразительность, очень простое и одновременно оригинальное, решение основания фигурки, в сочетании с лаконичной, не вычурной, сбалансированной окраской, горделивая голова в сочетании с добрыми глазами придают этой игрушке ни чем не сравнимое очарование».

Птицы

Фигурки птиц — один из самых распространенных типов московской глиняной игрушки. Их можно разделить на две группы: птички-свистульки и птички-статуэтки. Некоторые выполнены в манере ангоба, другие имеют цветную поливу. Узнаваемы все птицы, особенно голуби, выполненные в характерных позах.

Медведи

Одной из самых частых и распространенных московских игрушек является медведь. Её особенностью является то, что практически всегда медведь на четырех лапах, в наморднике и с горбинкой на холке.

Это связано с тем, что в Москве «медвежьи забавы» были составной частью повседневной жизни и быта вплоть до 1917 г.

В наше время

Москвичи и гости Москвы могут увидеть московскую глиняную игрушку в собрании Государственного исторического музея, Музея истории города Москвы, выставочного археологического комплекса «Старый Гостиный двор» и некоторых других музеях.

Московская игрушка получила сегодня вторую жизнь благодаря энтузиастам, восстановившим технологию её изготовления на основе обнаруженных артефактов. Возрождением московской глиняной игрушки с 2005 г. занимаются Галина Александровна Новикова, Сергей Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Изготовленные ими игрушки находятся в частных коллекциях и в собраниях музеев.

Сегодня мы можем увидеть московские игрушки не только в качестве музейных экспонатов, но и приобрести реконструированные исторические игрушки для своих коллекций.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: книги И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка», С.А. Сидорова, С.В. Скирченко. Фото: 1-3 из книги И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка», остальные — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0


Московская игрушка в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading