Пермская деревянная скульптура

Распятие. Пермская скульптура

Пермская деревянная скульптура  — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках

Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Образец пермской деревянной скульптуры
Образец пермской деревянной скульптуры
E2vCC BY-SA 3.0

Возникновение и запрет

Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII–началу XVIII веков и происходят из православных храмов, расположенных в поселениях у реки Колвы: Покчи, Ныроба и Чердыни. Это территория современного Чердынского района, которая в XV–начале XVI веках входила в состав Великопермского княжества.

Иисус Христос, пермская деревянная скульптура
Иисус Христос, пермская деревянная скульптура
E2vCC BY-SA 3.0

Деревянная скульптура скорее всего проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России.

По мнению исследователей П. А. Корчагина и Е. В. Шабуровой пермская культовая скульптура, возникшая через два с половиной столетия после крещения Перми Великой, скорее всего не была заменой для новообращенных их прежних идолов, а напротив, служила «фактором религиозного просвещения».

Распятие, пермская деревянная скульптура.jpg2448 × 3264; 2,45 МБ
Распятие, пермская деревянная скульптура
E2vCC BY-SA 3.0

В начале XVIII века Русская православная церковь запретила объемные изображения святых.

Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные».

Стефан Пермский, пермская деревянная скульптура - 2.jpg2448 × 3264; 2,74 МБ
Стефан Пермский, пермская деревянная скульптура —
E2vCC BY-SA 3.0

Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур.

Распятие. Пермская скульптура
Распятие. Пермская скульптура
Hermann HammerCC BY-SA 4.0

К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество.

Стефан Пермский, пермская деревянная скульптура.jpg2448 × 3264; 2,48 МБ
Стефан Пермский, пермская деревянная скульптура
E2vCC BY-SA 3.0

Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание.

Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу.

«Спас в темнице» на выставке памятников пермской деревянной полихромной скульптуры в ГИМ (Москва) «Христианские древности Пермского края»
«Спас в темнице» на выставке памятников пермской деревянной полихромной скульптуры в ГИМ (Москва) «Христианские древности Пермского края»
E2vCC BY-SA 3.0

Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице или Спас Полуночный.

В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.

Изучение пермской деревянной скульптуры

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева.

Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.

Св. Николай Можайский из д. Зеленята. Кон. XVIII вв.
Св. Николай Можайский из д. Зеленята. Кон. XVIII вв.
TestusCC BY-SA 4.0

Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский. Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.

Ангел. Пермская художественная галерия, Пермская деревянная полихромная скульптура
Ангел. Пермская художественная галерия, Пермская деревянная полихромная скульптура
Hermann HammerCC BY-SA 4.0

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины.

Пермская скульптура. Свв. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой. XVII век. из с.Ныроб
Пермская скульптура. Свв. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой. XVII век. из с.Ныроб
Hermann HammerCC BY-SA 4.0

Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области.

В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Богородица
Богородица
БеклемишевCC BY-SA 3.0

Большая часть коллекции Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. 

Статья подготовлена по материалам: WikipediaCC BY-SA 3.0.

Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading