Лыко

Природный материал для плетения, получаемый из луба некоторых деревьев, в основном из липы

Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. На заготовку лыка используют молодые стволы (до 10 лет) деревьев. В основном это липа, но может быть и ива, вяз и другие. Для изготовления лаптей требуется 3-4 дерева липы.

Лыко в ремесле

Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. В первую очередь, из него изготавливали обувь. В основном это были лапти.

Так же, из лыка плели коврики-рогожи. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти верёвки достаточно стойки к истиранию и воздействию воды.

До сих пор популярны банные мочалки из лыка. Волокна прошивают и делают банные тапочки, шапки и другие аксессуары.

Конечно в народе использовали лыко для изготовления игрушек на забаву детям. Вязали кукол, дополняли им деревянные игрушки, делая гривы и хвосты коням или косы куклам.

Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию
Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию

До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы».

История

Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани:

«Русские князи бишася съ Литвою и Ятвяги, и победиша ихъ, уставиша на нихъ дань, лыко и кошницы и веники до бани».

— А. Курбатов. Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).

Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции.

Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.

Лапти «московские», из лыка
Лапти «московские», из лыка

Добыча и обработка

Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…».

На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка.

Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению:

«Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы:

Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.

— Т. А. Козлова. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. 334

Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель».

Коник из лыка
Коник из лыка

Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.

«Всю Россию и Красную армию …»

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них:

  • село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»
  • село Семёновское (близ Кинешмы)
  • село Мыть Шуйского уезда (Владимирская губерния)
  • Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…».

Фольклор

С лыком связано множество пословиц, не раз упоминают его в сказках, песнях.

В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др. Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести».

  • Борода что помело, да ума ни лычка.
  • Борода велика, а ума ни на лыко. 
  • Хоть лыком шит, да мылом мыт.
  • И лычный, да не лишний. 
  • И лыком шит, да муж. 
  • Спутан из лычка, да набит ремешком. 
  • Хоть лыком шит, да сосед. 
  • Возьмешь лычком, отдашь ремешком.
  • Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком.

Статья подготовлена по материалам: WikipediaCC BY-SA 3.0, 1-5 фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Связанные статьи

Липа

Осина

Больше на Путеводитель по русским ремёслам

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading