Сергиевская игрушка на пищике

Игрушки, установленные на звучащую подставку, изготавливались в Сергиевом Посаде

Пищик

Это слово скорее всего чисто русское. Значение его основано на звуке, то есть «писк», «пищать» — пищик.

По звуку они бывают разные. Сергиевские мастера старались, чтобы звучание соответствовало виду игрушки, её теме.

Птицы маленькие — должны пищать тонко,  гусь — звук пониже, качели просто трещать, а медведь — реветь, в него встраивали «ревок».

Где теперь такие пищики

В наше время, пожалуй, увидеть пищики с мехами можно только в музеях. В Сергиево-Посадском музее игрушки, в Русском и Этнографическом музеях СПб, в частных коллекциях.

В современные игрушки так же встраивают звуковые механизмы, но устроены они по другому. По старинке делать их трудоёмко, да и мастеров, умеющих их делать, нет в живых.

Даже информации о таких игрушках почти нет. Они упоминаются в трудах Е.М. Беляковой и Е.Е. Штейнбах, а так же в книге И.И. Овешкова «Звуковая игрушка», изданной в 1939 году. 

Зорька птичьего пера

Зорька, так называли в народе, между мастерами очин, основание пера птиц, которые использовали для изготовления язычков. То есть, это та часть, которую при письме использовали как ручку и которой перо прикреплено к телу птицы.

Спрос рождает предложение

В XIX веке игрушечный промысел был очень хорошо развит в Сергиевом Посаде и конечно, развивался он в условиях конкуренции. Многие занимались изготовлением различных игрушек, отдельные мастера, семейные артели, мелкие производства. 

В таких условиях, конечно, в выигрыше оказывались те, кто предлагал покупателям что-то новенькое и интересное, привлекал оригинальностью или изготавливал забавные изделия с юмором.

Пирожник. ВМДПИ, Москва
Пирожник. ВМДПИ, Москва

К середине XIX века помимо дерева широко стали применять папье-маше. Изготовленные из клееной бумаги фигурки были легки, их можно было размножать и таким образом, ставить на поток.

Кукушка. Папье-маше, дерево, ткань.  15х21х16 см. Артель инвалидов «Художественная игрушка». г. Загорск.
Кукушка. Папье-маше, дерево, ткань. 15х21х16 см. Артель инвалидов «Художественная игрушка». г. Загорск.

Большим спросом пользовались звуковые игрушки, на, так называемом пищике. Это особый механизм, с помощью которого игрушка могла издавать различные несложные звуки, имитирующие голоса птиц, животных и так далее.

Игрушка «Дедушка и внучек»
Игрушка «Дедушка и внучек»

Устройство пищика

Пищиком называют устройство, способное издавать звук в игрушке. Идея пищика вроде бы проста, но для его изготовления нужны знания и навыки мастера.

Монтаж пищика. Схема из книги И.И. Овешкова, 1939 г.
Монтаж пищика. Схема из книги И.И. Овешкова, 1939 г.

Пищики бывают разного вида, их можно назвать — язычковый и флейтовый. Как пример, флейтовым пищиком можно назвать любую гончарную свистульку, окарину. Бывают флейтовые пищики и на мехах. Высота звука в них зависит от толщины крышки и от величины отверстия.

Более разнообразны по звуку язычковые пищики. Их устройство сложнее флейтовых. У язычковых на силу звука и на его чистоту влияет оболочка, в которую встроен язычок.

Пастух с овцами, Музей Этнографии, СПб.
Пастух с овцами, Музей Этнографии, СПб.

Такие пищики издают вибрирующий звук. Язычок может быть встроен в материалы разной плотности и сам быть из различных материалов, что так же влияет на качество звука. 

Звуковое устройство зависит от подачи воздуха, который подаётся с помощью мехов. Меха изготавливаются в основном из картона, который определённым образом обрабатывается, оклеивается тканью, скрепляется. 

Язычковый пищик

Материалом для язычка может служить бамбук, камыш, тростник. Часто использовали язычки из слюды, такие считались наиболее удачными и долговечными. так же, использовали, так называемую, зорьку птичьего пера, от крупной домашней птицы.

Устройство пищащей уточки. Схема из книги И.И. Овешкова, 1939 г.
Устройство пищащей уточки. Схема из книги И.И. Овешкова, 1939 г.

Ещё были язычки из фольги и из бумаги. Бумагу при этом, нужно обработать — для прочности и упругости пропитать парафином, подвергнуть другим прцедурам.

В более поздние времена пробовали использовать даже киноплёнку, но она не дала нужного эффекта, быстро гнулась и рвалась.

Меха

Для изготовления мехов используют картон и ткань. Лоскуты могут быть цветными или белыми, но потом их обычно красят. Подготовленный, выглаженный лоскуток наклеивают на картон клейстером, а затем нарезают как нужно.

Сергиевская звучащая игрушка. Русский музей, СПб
Сергиевская звучащая игрушка. Русский музей, СПб

У игрушечников были специальные приспособления для прочерчивания линий и отрезания. По расчерченным линиям выкраивают будущие меха и затем складывают как нужно. Внутрь встраивают пищик и прикрепляют к игрушке.

Чтобы меха расправлялись, внутрь встраивают пружину.

Связанные статьи

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, фото: 1, 2, 4, 6, 8 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3, 5, 7 — неизвестен, Public Domain.


Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусство России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


%d такие блоггеры, как: