Кожлянская игрушка

Тройка. Музей «Царицино»

Глиняные игрушки из села Кожля, Курской области

Истоки

Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля.

По архивным данным село образовалось на купленной помещиком Денисьевым в 1742 году земле и перевезенными из Полтавской области «разными мастеровыми людьми».

Говорят, поначалу оно называлось «Козля». Согласно легенде, в этих местах водились козы и, мол, поэтому так назвали деревню, но жители Кожли с такой версией не очень согласны. По крайней мере, в XVII-XIX веке козы там точно не водились.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов  и враз стал исчезать, как и многое другое, в связи с новыми веяниями новой советской власти.

В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Поэтому стал активно развиваться гончарный промысел. А где гончарство, горшки, посуда разная, там и игрушка конечно!

Кожлянский всадник. Русский музей.
Кожлянский всадник. Русский музей.

Особенности игрушки

Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым. Вот по белому фону и наносят нехитрую роспись, в отличие от, скажем, дымковской, которую красят белой краской под фон.

В основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый.

Кожлянская игрушка в Русском музее
Кожлянская игрушка в Русском музее

Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры. Именно со свистульки начинается мастерство её изготовления. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Ничто из окружающего мира не чуждо образам кожлянской игрушки, но и мир сказочный она передаёт так же выразительно и, можно сказать, правдоподобно.

Барыня со свистулькой. Музей Царицино
Барыня со свистулькой. Музей Царицыно

Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия. Это конечно не могло не отразиться на образе игрушек, они получились с особым тонким, добрым юмором. При всей схематичности передачи, изображения очень выразительны.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. А может быть и просто свисток, в виде эдакой бутылочки с «хвостиком», и никого не изображающий, лишь бы свистел.

Интересно, что роспись, по старинке, наносится чаще всего куриным пёрышком. Линии получаются тонкие и ровные.

Угасание и возрождение промысла

В 1930-е годы началась коллективизация и игрушечный промысел стали забывать, не оценила её новая власть. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство.

Козлик. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»
Козлик. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»

Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она, уже не молодая, была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. В школе так же, общими усилиями, создан собственный музей народного промысла.

Но мастерицы, привыкшие свободно творить в промысле, не смогли заниматься преподаванием. Учиться ремеслу всё же надо из-под руки, постоянно находясь рядом. Так учились их дети и внуки. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. Лилия — внучка Ольги Ивановны Дериглазовой, у бабушек и училась, а Валентин тоже, последний ученик Ольги Ивановны.

Всадник на трёхголовом коне. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»
Всадник на трёхголовом коне. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»

Кроме В.В. Ковкиной, делились знаниями с молодёжью сёстры Ольга Ивановна Дериглазова и Ульяна Ивановна. К сожалению, тогда они были уже совсем пожилыми (за 80). В скором времени осталась только Валентина Венедиктовна, которая была немногим помоложе своих подруг. Так же известны Строева Пелагея Андреевна и Валентина Алексеевна Руденко. 

Игрушка-кормилица

Лепить кожлянские девочки начинали с раннего возраста. Первым делом учились правильно подготавливать глину, растирать, чтобы комочков не было. Лет в 11-12 уже лепили на продажу. По воспоминаниям Валентины Ковкиной, мать грозила хворостиной, если товар на базаре не раскупят. 

Игрушка помогла выжить в голодные годы. Недорогие свистульки обменивали на еду. Одна игрушка — одно яйцо, а много яиц можно было, в свою очередь, продать и хоть что-то купить в дом.

Современная кожлянская игрушка

У старых мастериц есть теперь последователи, которые не дадут промыслу угаснуть. Среди них молодая мастерица из Курчатова Анастасия Неволина, семья Тимофеевых — Лилия Витальевна и Коробова Татьяна. Научился ремеслу и супруг Лилии, Валентин. Нельзя не упоминуть и Татьяну Скобликову, которая более 20 лет изучает и популяризирует промысел, а так же Наталью Маслову.

В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, фото: 1—7 Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.

Связанные статьи


Вы можете приобрести кожлянскую глиняную игрушку в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


%d такие блоггеры, как: